Методические разработки

Разработала: Ерошенко А.В., воспитатель дошкольного образования первой квалификационной категории 

Подготовила: Торбина Н.В., воспитатель дошкольного образования второй квалификационной категории

Формирование правильной осанки у детей 5-7 лет средствами специальных физических упражнений

Вестник ВОИРО, 2022 3(4) В статье определяется состав комплекса специальных физических упражнений для формирования навыков правильной осанки у детей 5-7 лет, рассматриваются условия его использования в практике для развития достаточной двигательной активности и формирования мышечного корсета на физкультурных занятиях в воспитанниками
развернуть

Введение

Нарушения осанки являются наиболее распространенными заболеваниями опорно-двигательного аппарата у детей и относятся к числу сложных и актуальных проблем современной ортопедии.

Дошкольный возраст – это основной период формирования осанки. В этом возрасте формируется мышечная система, укрепляется и растет скелет и совершенствуются движения. Это является важным компонентом в рамках подготовки воспитанников к обучению на первой ступени общего образования, так как в школе дети много времени находятся в статичном положении.

Нарушения осанки при своевременно начатых оздоровительных мероприятиях не прогрессируют, а являются обратимым процессом. Поэтому формирование правильной осанки в дошкольном возрасте является важным условием для развития здорового ребенка.

Физкультурные занятия с детьми в учреждении дошкольного образования проводятся 3 раза в неделю, этого недостаточно для профилактики нарушений осанки, так как этот процесс продолжительный и требующий систематической работы. Поэтому необходимо в системе физкультурно-оздоровительной работы использовать упражнения, которые будут давать необходимый тренирующий эффект.

Изучение сложившейся ситуации позволило выявить ряд противоречий между важностью проблемы здоровья ребенка и недостаточным количеством эффективных разнообразных форм профилактической работы, в результате чего возникла необходимость в подборе комплексов специальных физических упражнений для формирования правильной осанки у воспитанников 5-7 лет

Анализ источников

С целью подбора и систематизации комплексов специальных физических упражнений, которые позволяют предупредить необратимые процессы и последствия, вызванные нарушениями осанки у воспитанников, была изучена литература следующих авторов Боковец Ю.В. «Стройность и красота», Галанов А.С. «Игры, которые лечат», Красикова И. С. «Детский массаж и гимнастика для профилактики и лечения нарушений осанки, сколиозов и плоскостопия», Логвина Т.Ю. «Физкультура, которая лечит», Шебеко В.Н. «Физическая культура детей от пяти до шести лет», Шишкина В.А. «Двигательное развитие дошкольника».

Основная часть

 Профилактика нарушений осанки у детей дошкольного возраста предполагает, прежде всего, достаточную двигательную активность ребенка, продолжительность статических и динамических нагрузок в пределах возрастной нормы. Необходимо таким образом организовывать игры, занятия, чтобы дети вырабатывали привычку стоять, ходить, сидеть с прямой спиной, держать голову прямо.

Для работы с воспитанниками были подобраны специальные комплексы упражнений, которые ежедневно включались в образовательный процесс с учетом возраста воспитанников.

Специальные физические упражнения – это физические упражнения, которые целенаправленно способствуют выработке навыка правильной осанки. Эти упражнения выполняются в вертикальной плоскости, упражнения в равновесии, во время выполнения которых ребенок удерживается и перемещается по ограниченной плоскости, а также в положении лежа, стоя, на четвереньках, с разнообразными предметами

Одним из эффективных средств формирования осанки для детей дошкольного возраста являются занятия на фитболах.

Занятия с ними имеют свои особенности: нестабильная опора, способствует включению в работу все мышечные группы.

Один раз в месяц проводился физкультурный досуг: «Весёлое путешествие», «Цирк – цирк - цирк», «На встречу к лету», «Там, на неведомых дорожках», «33 веселых позвонка», «По следам Смешариков» и др., в которые были включены ранее разученные специальные комплексы физических упражнений для формирования навыка правильной осанки и укрепления мышечного корсета.

С целью повышения эффективности работы в данном направлении посетила занятия инструктора ЛФК ГУЗ ПЦГБ «Детская поликлиника» Антонцевой И.Г.

В процессе проводимой работы, у воспитанников не только расширились представления об осанке, способах ее формирования, но и выработался навык правильной осанки, укрепился мышечный корсет.

         Заключение

         Целью данной работы являлся подбор комплексов специальных физических упражнений для формирования правильной осанки у воспитанников 5-7 лет.

          В итоге проделанной работы 94% воспитанников старших групп соблюдают положение правильной осанки во время занятий, игр, приема пищи.

         Рекомендую использовать данный опыт для формирования правильной осанки у детей 5-7 лет средствами специальных физических упражнений.

        

        

Список литературы

  1. Боковец, Ю.В. Стройность и красота: Содержание работы по обучению, воспитанию и формированию правильной осанки у детей дошкольного возраста : пособие для педагогов учреждений дошкольного образования / Ю.В. Боковец. – Мозырь : Белый Ветер, 2012. – 148 с. : ил.
  2. Галанов, А.С. Игры, которые лечат (для детей от 5 до 7 лет) / А.С. Галанов. – М.: Педагогическое общество России, 2005. – 96 с.
  3. Красикова, И. С. Детский массаж и гимнастика для профилактики и лечения нарушений осанки, сколиозов и плоскостопия  / И. С. Красикова. - Санкт- Петербург: КОРОНА-Век, 2017.
  4. Логвина, Т.Ю. Физкультура, которая лечит / Т.Ю. Логвина. –Мозырь : ООО ИД Белый ветер, 2003.
  5. Шишкина, В.А. Двигательное развитие дошкольника: пособие для педагогов учреждений дошк. Образования / В.А. Шишкина.- Мозырь: Белый Ветер, 2014. – 133 с.

Комплекс специальных упражнений для формирования правильной осанки из положения лежа на животе

№ п/п

Содержание

Дозировка

Организационно-методические указания

1.      

И.П. – лежа на животе, руки согнуты впереди, голова лбом лежит на тыльной поверхности пальцев

1 – поднять голову и плечевой пояс;

2 – вернуться в И.П.

5-6 раз

Голова, туловище и ноги располагаются на одной прямой линии

2.      

И.П. – то же

1 – поднять голову и плечевой пояс, руки в «крылышках»;

2 – вернуться в И.П.

5-6 раз

Ладони на уровне плеч

3.      

И.П. – то же

1 – поднять голову и плечевой пояс, руки в стороны;

2 – вернуться в И.П.

5-6 раз

Голова при подъеме опущена вниз

4.      

И.П. – то же

1-3 – поднять голову и плечевой пояс, руки вперед, пальцы сцеплены в замок (задержать в положении на 3 счета);

4 – вернуться в И.П.

3-4 раза

Голова опущена вниз, руки касаются ушей

5.      

И.П. – то же

1 – поднять правую ногу;

2 – вернуться в И.П.

3 – левую ногу;

4 – вернуться в И.П.

5-6 раз

Голова, туловище и ноги располагаются на одной прямой линии

6.      

И.П. – то же

1 – поднять голову, плечевой пояс, руки вперед с одновременным подниманием ног, прогнуться в спине;

2 – вернуться в И.П.

5-6 раз

Руки и ноги прямые. Прогнуться по возможной амплитуде.

7.      

И.П. – то же

1 – поднять голову, плечевой пояс, руки и ноги;

2 – руки в стороны;

3 – руки согнуть вперед, голову положить на тыльную поверхность ладони;

4 – вернуться в И.П.

3-4 раза

Голова на одной линии с позвоночником

8.      

И.П. –то же

1-3-поднять голову, плечевой пояс, руками выполнять движения, имитирующие плавание стилем брасс;

4-вернуться в И.П.

3-4 раза

Голова опущена вниз

 

Комплекс специальных упражнений с мячом среднего диаметра

№ п/п

Содержание

Дозировка

Организационно-методические указания

1.      

И.П. – лежа на животе, руки с мячом вперед

1 – поднять голову, руки с мячом, плечевой пояс;

2 – вернуться в И.П.

5-6 раз

Голова опущен вниз, руки на уровне ушей

2.      

И.П. – то же

1 – приподнять голову и плечевой пояс, прокатить мяч слегка вперед;

2 – согнуть руки в положение «крылышки»;

3 – вытянуться вперед, взять мяч;

4 – вернуться в И.П.

5-6 раз

При положении рук «крылышки» - ладони на уровне плеч

3.      

И.П. – лежа на животе, руки согнуты впереди, голова лежит на тыльной стороне ладони, мяч – между стоп

1 – зажать мяч стопами и приподнять ноги, стараясь не выронить мяч;

2 – вернуться в И.П.

5-6 раз

При подъеме мяч наги стараться держать прямыми

4.      

И.П. – лежа на животе, руки с мячом вперед

1 – приподнять голову и плечевой пояс, подняв руки с мячом и ноги одновременно;

2 – вернуться в И.П.

5-6 раз

Руки на уровне ушей, прогнуться по возможной амплитуде

5.      

И.П. – лежа на животе, руки с мячом вперед

1 – приподнять голову и плечевой пояс, руки с мячом за голову;

2 – вернуться в И.П.

5-6 раз

Стараться локтями не касаться пола

6.      

И.П. – лежа на животе, руки с мячом вперед

1 – 3 приподнять голову и плечевой пояс, руки с мячом вперёд; одновременно приподняв ноги, совершать ими движения вверх – вниз, как при плавании стилем «кроль»;

4 – вернуться в И.П.

3-4 раза

Ногами работать как можно чаще, носками стараться не касаться пола

7.      

И.П. – упор на коленях, руки на мяче

1-4 – прокатить мяч руками вперед;

5 – 8 – обратно

3-4 раза

Медленно, по возможной амплитуде

 

 

      

свернуть

Использование специально подобранного комплекса игр и игровых упражнений для формирования навыков фонематического анализа у детей 5-6 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Вестник ВОИРО, 2021 1(1)
развернуть

 

Введение

В последнее время наблюдается рост числа детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (далее ФФНР). Определяющим признаком ФФНР является пониженная способность к звуковому анализу слова. Работа по данному направлению происходит на коррекционных занятиях. Для того чтобы коррекционный процесс стал наиболее интересным, целесообразно в занятия включать игры и игровые упражнения. Игра является не только главной сферой самовыражения для ребёнка, но и базой для развития речи. Играя, ребёнок использует приобретённые ранее знания в новых обстоятельствах, решает разнообразные мыслительные задачи: даёт характеристику звукам речи; сравнивает их по акустико-артикуляционным признакам, делает звуковой анализ слов.

В условиях отсутствия специальной программы для детей данной категории и наличия большого количества игр и игровых упражнений, предлагаемых многими авторами, возникла необходимость в подборе и систематизации игр и игровых упражнений для формирования навыков звукового анализа у детей 5-6 лет с ФФНР.   

Анализ источников

Изучение психолого-педагогической литературы, касающейся проблемы фонетико-фонематического недоразвития речи, показало, что у детей 5-6 лет с ФФНР своевременно не формируются и отстают от возрастной нормы как простые, так и сложные формы фонематического анализа и синтеза. Это подтверждается исследованиями многочисленных авторов, таких как Р.И. Лалаева, Т.Б.Филичева, Т.В.Волосовец, Г.К.Чиркина, Р.Е.Левина и др. В литературе представлено огромное количество игр и игровых упражнений для формирования навыков фонематического анализа.

Необходимыми предпосылками для обучения грамоте детей 5-6 лет являются: сформированное фонематическое восприятие, правильное произношение всех звуков род родного языка, а тaкже наличие элементарных навыков звукового анализа.  Ряд aвторов (Р. Е. Левина, А. Р. Лурия) в своих работах доказывают, что ведущим дефектом при нaрушениях звуковой стороны речи, а, следовательно, при ФФНР, является несформированность процессов фонематического восприятия. Характерным для этих детей является незаконченность процесса формирования фонематического восприятия. Недостатки речи при этом не ограничиваются неправильным произношением звуков, но выражены недостаточным их различением и затруднением в звуковом анализе речи [5, с. 5].

Основная часть

Основываясь на закономерностях формирования фонематических функций в онтогенезе, работа по развитию фонематического восприятия, анализа и синтеза ведётся в определённой последовательности: выделение звука на фоне слога и слова; выделение первого, последнего звука в слове; выделение звука в середине слова; определение последовательности и количества звуков; определение местоположения звука в слове по отношению к другим [2, с. 48].

Учитывая выше сказанное, были подобраны дидактические игры и игровые упражнения на каждый этап коррекционной работы по формированию навыков фонематического анализа у детей 5-6 лет с ФФНР.

1.Этап. Узнавание звука на фоне слова.

На этом этапе в процессе игр и игровых упражнений у детей развивается способность узнавать и различать речевые звуки, развивается слуховое внимание и слуховая память. Были предложены детям следующие игровые упражнения: «Найди общий звук», «Поймай звук»; игру «Найди звук».

2.Этап. Выделение звука из слова (в начале и конце слова).

На данном этапе у детей формируются умения выделять первый звук в слове, подбирать слова на заданный звук; развивается умение называть первый звук в слове, составлять новое слово из выделенных звуков; формировать умение называть последний звук в слове.

Детям были предложены следующие игры: «Чудесный мешочек», «Придумай слово», «Собери слово», «Назови последний звук в слове», «Цепочка слов». После того, как дети усвоили простые формы фонематического анализа, им были предложены игры содержащие задания с более сложными формами фонематического анализа.

3.Этап. Определение места звука в слове.

Для данного этапа работы детям предложены следующие игры: «Квартирка звука», «Подбери слова к схеме», «Кто больше?».

4.Этап. Определение последовательности звуков в слове.

На данном этапе работы у детей формируется умение называть звук в слове по его пространственной характеристике (первый, второй, после определённого звука, перед определённым звуком); формируется умение определять последовательность звуков в слове. (Игра «Поймай звук», игровое упражнение «Разбросай слово».)

5.Этап. Определение количества звуков в слове.

На данном этапе работы у детей формируются умения определять количество звуков в словах без опоры на готовую схему при помощи фишек. (Игры: «Сколько комнат в квартире?», «Считаем звуки», «Построим пирамиду».)

Предлагаемые игры и игровые упражнения являлись составной частью групповых, подгрупповых и индивидуальных коррекционных занятий.

           Заключение

           Целью данной работы являлось повышение эффективности коррекционной работы по формированию навыков фонематического анализа у детей 5-6 лет с ФФНР посредствам использования специально подобранного комплекса игр и игровых упражнений.

           Специально подобранный комплекс игр и игровых упражнений был использован на протяжении всего периода коррекционного воздействия, что позволило   достичь наиболее высоких результатов в формировании навыков фонематического анализа у данной категории детей.

           Рекомендую использовать данный опыт коллегам для формирования навыков фонематического анализа у детей 5-6 лет с ФФНР.

 

 

Список литературы

  1. Лалаева, Р.И. Методика психолингвистических исследований нарушений устной речи у детей. – М, 2004. -72с.
  2. Лопатина, Л.В. Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стертой дизартрии): учебное пособие. / Л.В.Лопатина, Серебрякова Н.В. –– Спб.: Изд-во «СОЮЗ», 2000. – 192 с.–– Спб.: Изд-во «СОЮЗ», 2000. – 192 с.
  3. Щерба, Н.В.Формирование произносительной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи/ Н.В.Щерба; под ред. Н.Н.Баль–Мозырь: Белый Ветер, 2014. - 131с.
  4. Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей. - М.:"Издательство ГНОМ и Д", 2000. - 80 с.

 

свернуть

Использование элементов медиаобучения на занятиях в дошкольных учреждениях образования

Образовательная область «Ребенок и общество» Наше здоровье (старшая группа)
развернуть

Программные задачи:  

  •  продолжать формировать представления о значении навыков самообслуживания для здорового человека
  •   развивать умения рассказывать о свое здоровье: здоровье нужно всем – детям, взрослым, животным; о здоровье надо заботиться;
  •    развивать простейшие приемы самооздоровления (точечный массаж);
  •   воспитывать потребности в соблюдении режима питания, употребление в пищу овощей и фруктов.

Материал и оборудование: презентация, картинки вредные и полезные продукты.

                                         Ход занятия

- Здравствуйте, ребята.  Какие  вы все красивые, улыбаетесь  друг другу. Как вы себя чувствуете сегодня? (ответы детей).

- А я себя сегодня так отлично чувствую, у меня хорошее настроение, я бодра и весела. А хотите узнать, почему я в таком хорошем настроении? (да). Когда вы отгадаете мою загадку, узнаете, что помогает мне оставаться такой веселой, здоровой и в хорошем настроении: 

Закаляет нам натуру,

Укрепит мускулатуру.

Не нужны конфеты, торт,

Нужен нам один лишь... (спорт)

- Правильно, молодцы, это спор – мой помощник. При помощи спорта я укрепляю свое здоровье. А сейчас мы посмотрим картинки и благодаря им узнаем, что нам поможет укрепить здоровье? (презентация, слайд №1) Да, верно, все это необходимо для нашего здоровья.

(презентация, слайд №2)

- Ребята, как вы думаете, кто это плачет? (ответы детей) Правильно, это зайка. Давайте спросим, что у него случилось. (презентация, слайд №3)

ЗАЙКА: Ребята, у мне сильно болит ушко, ломит лапку и чешутся глазки. Помогите мне. Может, научите меня, как от болезней избавиться.     

-Поможем, ребята? Давайте Зайку научим, как не болеть.

Чтобы горло не болело, мы его погладим смело.

(Поглаживают ладонями шею сверху вниз.)

Чтоб не кашлять, не чихать, надо носик растирать.

(Указательными пальцами растирают крылья носа.)

Лоб мы тоже разотрём, ладошки держим «козырьком».

(Прикладываем ко лбу ладони «козырьком» и растирают его движениями в стороны - вместе)

«Вилку» пальчиками сделай, и массируй ушки смело.   

(Раздвигают указательный и средний пальцы и растирают точки перед и за ушами).

Знаем, знаем да-да-да, нам простуда не страшна.        

 (Потирают ладошки друг о друга.)

- Как ты, Зайка, поправляешься? Помог тебе наш массаж?

ЗАЙКА:  Да, ушко мне уже не болит.

- Это хорошо. Ребята, а для чего нам нужны ушки? (чтобы слышать) Да, правильно, уши – это орган слуха. А как можно узнать, что человек заболел (презентация, слайд №4)? (у него уставший вид, может быть кашель, температура) Молодцы, вы много знаете. А сейчас мы нашему лесному гостю расскажем про правила гигиены, которые необходимо соблюдать   и дома, и в детском саду (презентация, слайд №5). (умываться утром и вечером, чистить зубы)

 - Подскажите, пожалуйста, а зачем мы это делаем, может нам не нужно умываться? (нужно умываться, чтобы быть здоровым, чистым и опрятным.)

Игра «Закончи предложение» (презентация, слайд №6)

- Сейчас, Зайка, слушай внимательно, ребята будут объяснять, что полезно, а что вредно для нашего организма. (игра с мячом)

Умываться  (полезно)

Не мыть волосы (вредно)

Пользоваться мылом  (полезно)

Не мыть руки перед едой  (вредно)

Не расчёсывать волосы  (вредно)

Чистить зубы  (полезно)

Лечить зубы (полезно)

Есть немытые фрукты и овощи (вредно)

- Ну, что, Зайка, запомнил, что полезно, а что вредно?

ЗАЙКА: (презентация, слайд №7) Конечно, ну у меня еще одна беда, у меня зубик болит…

- Интересно, почему же тебе зубик болит? Посмотрите внимательно, ребята, Зайка, когда шел к нам в гости, с собой принес свое лукошко. Давайте посмотрим что там…(конфеты). Зайчик любит конфеты, а много конфет можно кушать? (нет, будут зубки болеть) Давайте поможем Зайке разобрать его лукошко на полезные и вредные продукты. Дидактическая игра «Полезные и вредные продукты» (презентация, слайд №8,9)

- В красную корзину кладем вредные продукты, а в зеленые полезные. -Вот теперь Зайка будет знать, что полезно для здоровья, а что – нет.

ЗАЙКА: Спасибо большое, ребята, я постараюсь запомнить, но могли бы вы мне немного напомнить… (презентация, слайд №10)

Чтобы глазки не болели, что мне нужно делать?          Чтобы микробы не попали в организм, что нужно сделать?          Чтобы зубки не болели, что нужно сделать?             Чтобы быть здоровым, выносливым и веселым, что нужно сделать? ЗАЙКА: Ой, спасибо, ребята, все запомню. Пора мне возвращаться домой. До свидания!

-Пока, Зайка.

-Ребята, давайте и мы запомним правила для сохранения нашего здоровья.      

Ссылка на презентацию

https://docs.google.com/presentation/d/1GBnqGtYL2yhlGea-e8Ix-o59-Jlf0efN/edit?usp=sharing&ouid=111233118906032888785&rtpof=true&sd=true

свернуть

Использование элементов медиаобучения на занятиях в дошкольных учреждениях образования

Образовательная область «Элементарные математические представления» Число 7 (старшая группа)
развернуть

Тема занятия: Число 7

Тип занятия: По сообщению новых знаний или по закреплению уже имеющихся знаний и применение в практической деятельности.

Вид занятия: игровой комплекс построенный на дидактических играх.

Тема занятия: образование числа 7.

Форма проведения: игровая.

Программные задачи: Формировать представление об образовании числа 7. Закреплять умение считать количественным счетом. Развивать умение измерять объем сыпучих веществ с помощью условной мерки, умение ориентироваться на листе бумаги. Воспитывать культуру познания и интеллектуальные чувства.

Материал и оборудование: Раздаточный: лист с изображением полянки по количеству детей, изображение двух веток, изображения птиц (7 ласточек, 7 воробьёв), презентация.

Ход:

-Приветствие презентация слайд1

-Ребята, сегодня у нас будет кое-кто в гостях, чтобы узнать кто это будет, отгадайте мою загадку:    Холода их так пугают,

К тёплым странам улетают,

Петь не могут, веселиться

Кто собрался в стайки? (Птицы)

-Да ребята, сегодня к нам прилетят птицы! презентация слайд2. В моей загадки были слова «К тёплым странам улетают». А каких вы знаете перелётных птиц? (ответ детей) презентация слайд3

(звук пения ласточек, размещаю на одной ветке 6 ласточек, презентация слайд4)

-Кто к нам прилетел? (Ласточки). Дима посчитай нам птиц, сколько их? (ребёнок считает- 6 ласточек) Молодцы, к нам действительно прилетела 6 ласточек, но к нам ещё кое кто прилетит, каких вы знаете зимующих птиц? (Ответы детей)

(звук пения ласточек, размещаю на одной ветке 6 воробьёв)

А кто ещё к нам прилетел? (Воробьи). Оля, посчитай и скажи нам, сколько к нам прилетело воробьёв? (ребёнок считает- 6 воробьёв) Скажите, а кого больше, воробьёв или ласточек (Индивидуальные ответы детей – поровну по 6, одинаково, воробьёв сколько же сколько и ласточек) Ой, я слышу, что кто-то ещё к нам летит (звук пения ласточки добавляю на ветку к шести ласточкам ещё одну, презентация слайд5)

Посмотрите к нам прилетела ещё одна ласточка. Кого теперь стало больше? (ласточек). Давайте это проверим (пересчитываю ласточек). Да, ласточек теперь 7, а воробьёв 6, их меньше. Значит 6 меньше 7. Какое число больше 7 или 6? (Индивидуальные ответы детей). На сколько число 7 больше 6? (Индивидуальные ответы детей). На сколько 6 меньше 7? (Индивидуальные ответы детей). Молодцы, а теперь давайте сделаем так, чтобы птиц было поровну. Как это сделать (Ответы детей- убрать одну ласточку, добавить одного воробья) (звук пения воробья, ставлю на ветку к остальным 6 воробьям)

-Да действительно, можно добавить одного воробья. Рита, посчитай нам, сколько теперь у нас в гостях воробьёв? (7) Никита, а ты посчитай нам, сколько же ласточек у нас? (7)

Кого больше ласточек или воробьёв? (Индивидуальные ответы детей- поровну по 7, одинаково, воробьёв столько же, сколько и ласточек).

Молодцы ребята, вы всё правильно посчитали. Нашим ласточкам уже пора лететь, а может вы догадались куда? (Ответы детей- на Юг). Правильно, ласточки уже улетают на Юг. (звук пения ласточек, снимаю их с ветки) презентация слайд6

Вот, ласточки улетели, а воробьи нет, почему? (Ответы детей- они зимующие птицы). Да, воробьи никуда на зиму не улетают, поэтому они ещё побудут у нас на занятии и посмотрят, как вы справитесь с моим заданием. Скажите, какая сейчас пора года? (Ответы детей- осень) презентация слайд7. Правильно, а как можно заметить, что пришла осень? (Ответы детей)

Вы правильно сказали, что осень падают листья с деревьев, вот и к нам с улицы несколько листочков залетело.  Посмотрите, перед каждым из вас лежит маленькая осеняя полянка и листок. Давайте представим, что у нас в группе вдруг подул ветер (звук ветра) и погнал наш листок в верхним правый угол, затем в нижний левый угол, в центр, в середину верхней стороны, нижний правый угол, верхний левый угол, середину нижней стороны, середину правой стороны и в середину левой стороны. (по ходу выполнения задания проверяю каждого ребёнка, правильно ли он выполняет)

Молодцы, ребята, давайте теперь с вами поиграем (Мультзарядка) презентация слайд8

Ребята (презентация слайд9), а скажите что мы должны делать для тех птиц, которые не улетают в теплые края? (индивидуальные ответы детей) Верно. И сегодня мы с вами покормим птичек. Только слушайте меня внимательно. На один день нужен один стаканчик семечек. Давайте наполним вот этот стаканчик, нужно наполнить его до края, но без горки. (Наполняем стакан семечками)

-На сколько дней хватит этого стаканчик, Миша? (Стаканчика хватит на один день), правильно. Высыпаем семечки в контейнер и ставим фишку. Вот столько нужно семечек на один день. Скажите, сколько нужно добавить семечек, чтобы хватило на два дня? (Еще 1стаканчик), умница, Саша. Наполни этот стаканчик. Пересыпаем содержимое в контейнер и ставим фишку. Саша, скажи, пожалуйста на сколько дней теперь хватит птичкам семечек? (На два дня), а почему ты так решила? (Потому что, одного стаканчика хватает на один день, а мы насыпали два стаканчика), умница, Саша. Все правильно.

(Выполняем тоже действие до 5 стаканов)

  • На сколько дней теперь хватит птичкам семечек? (На пять дней)
  • Молодцы, ребята. Теперь мы сможем их покормить, когда пойдем на прогулку. презентация слайд10

 

 

Ссылка на презентацию

 https://docs.google.com/presentation/d/1npbNNYamoasSO63xnQrCUxxLxmmng7EV/edit?usp=sharing&ouid=111233118906032888785&rtpof=true&sd=true

 

свернуть

Гульня- віктарына “Наша Беларусь”

 

Задачы: праверыць веды вучняў пра сваю Радзіму, выхоўваць любоў да яе, развіваць пазнавальную актыўнасць i творчыя здольнасці.

Падрыхтоўка: клас дзелщца на дзве каманды («Васілінка» i «Несцерка»), Настаўнік рэкамендуе дзецям літаратуру, прапануе вывучыць вершы пра Беларусь, падрыхтаваць пытанні пра гарады i прыроду Беларусі. У гэтым дзецям дапамагаюць бацькі. На дошцы размешчана карта Беларусі. На стале стаіць букет васількоў з каласкамі.

ХОД ГУЛЬНІ

Гучыць запіс песні «Мой родны кут». Вядучы (чытае верш Васіля Bіткі «Беларусь»).

На карце вялікага свету

Яна, як зялёны люток.

Песня гарачага лета,

Крынчнай вады глыток,

Адвечная калыханка,

Душы запаветны куток,

Трапеча гарачым ранкам

На дрэве нястомны лісток.

А ў навальніцу б'ецца,

Небачны паміж лісця,

Як роднае матчына сэрца,

Што мне даражэй жыцця.

Зараз на момант вы будзеце мастакамі, але маляваць прапаную не алоўкамі, а словами. Трэба «намаляваць» карціну пра нашу Беларусь. Кожнае прыгожае слова трэба растлумачыць i абазначыць кветачкай, якую потым паставще ў сваю вазачку. Заданне «мастакі» каманд выконваюць па чарзе. Перамагае тая каманда, у якой кветачак у вазе будзе больш.

Сінявокая. У нас шмат прыгожых рэк i азёр, а яшчэ у беларусаў сінія вочы. У полі сустракаюцца сінія васількі. Зяленая. Шмат лясоў, палёў, лугоў. Дружалюбная. Беларусы — народ дружалюбны i гасцінны. На вуліцах нашых гарадоў можна ўбачыць людзей з розных краін. Лепшая. Таму, што гэта наша Радзіма. Белая Русь. Белы — колер дабра i чысціні. У пакоях беларусаў шмат белага: белыя сцены, белыя фіранкі на вокнах, белы абрус на стале. Здаўна беларусы любілі апранацца ў белыя льняныя кашулі. Прыгожая. У нас прыгожыя гарады i вескі. Працавітая. У Беларусі жывуць працавітыя людзі, якія робяць шмат патрэбных рэчаў. Лясная. Шмат лясоў. бароў, пушчаў. Дзівосная. У нас дзівосныя вырабы з саломы, з гліны, драўляныя цацкі, вышываныя ручнікі. Шчодрая. Наша краіна дапамагае народам іншыx краін у цяжія гадзіны. Партызанская. У гады Вялікай Айчыннай вайны у беларускіх лясах знаходзілася шмат партызанскіх атрадаў, якія змагаліся супраць нямецкіх захопнікаў.

В я д у ч ы. Цудоўная карціна i прыгожыя букеты з розных слоў атрымаліся пра нашу Беларусь.

Аб прыгажосці нашай Белаpyci напісана шмат вершаў беларускімі паэтамi. Давайце паслухаем вершы, якія падрыхтавалі каманды.

Выходзяць вучні з каманды «Васілінка».

1-ы вучань (чытае верш А. Вольского «Радзіма»).

Радзіма ў нас —

безмяцежная,

слякотная i снежная.

Радзіма ў нас —

цудоўная,

багаццяў розных поўная.

Радзіма ў нас —

агутная I ва ўсім свеце чутная.

2-i вучань (чытае верш А. Вольскага «Непауторны край»).

То ялінкі, то сасонкі Падпіраюць небакрай... Прыгажэйшае старонкі Не знайсці, як не шукай. Скачуць сонейка асколкі Пасля дожджыку ў вадзе. Весялейшае вяселкі Не пабачыш анідзе. Пахне збожжа свежым хлебам. Сыпле золата жніво. Жаўрукі звіняць пад небам — Славяць свету хараство. На бярозе — белы бусел. Пад бярозаю — ручай. А завецца Беларуссю Непаўторны родны край.

Выходзяць вучні з каманды «Несцерка».

1-ы в у ч а н ь (чытае верш В. Шведа «Я нарадзіўся беларусам»).

Я нарадзіўся беларусам,

Беларусам буду жыць! Мову родную вучуся Шанаваць, цаніць, любіць. Сваю родную старонку Я люблю, як i бацькоў, Што вучылі песні звонкай, Прывівалі мне любоў. І да мовы, да дубровы, Да палеў i да лугоў I заўсёды да народа, Што жыве тут ад вякоў. Я клянуся: не зракуся Сваё роднае любіць. Быў i буду беларусам, Пакуль толькі буду жыць.

2-i в у ч а н ь (чытае верш Mixacя Пазнякова «Беларусь»

Тут Дняпро бяжыць прывольна, Сож, Бярэзіна, Дзвіна, Прыпяць, Шчара, Свіслач, Нёман, Вілля, Піна, Буг, Дзісна. Тут крыштальныя азёры — Нарач, Свіцязь, Скуды, Cвip. Полацк — наш старэйшы горад, Віцебск, Тураў, Кобрын, Mip.

В я д у ч ы. Наступны конкурс называецца «Надумай i адкажы». Па чарзе кожнай камандзе задаецца пытанне. Калі каманда не можа адказаць на пытанне, на яго адказвае другая каманда. За кожны правільны адказ — 1 бал.

  1. Назавіце сталіцу Рэспублікі Беларусь. (Мінск.) 2. Назавіце прэзідэнта краіны. (А. Р. Лукашэнка.) 3. З якімі краінамі мяжуе Беларусь? (Літва, Латвія, Польшча, Украіна, Расія.) 4. Чаму беларусаў называюць, бульбашамі? (Бульба — другі хлеб беларусаў, самая любімая страва.) 5. Якое возера ў нас называюць «Беларускім морам»? (Возера Нарач.) 6. Назавіце самую вялікую раку Беларусі. (Днепр.) 7. Назавіце, якія колеры на беларускім сцяге? (Чырвоны, зялёны, белы.) 8. Якіх славутых людзей Беларусі вы ведаеце? (Еўфрасіння Полацкая, Сімеон Полацкі, Францыск Скарына.) 9. Якіх беларускіх паэтаў i пісьменнікаў вы ведаеце? (Янка Купала, Якуб Колас, Максім Багдановіч, Пятрусь Броўка.) В я д у ч ы. Ад кожнай каманды запрашаю па два ўдзельнікі да дошкі. Ім трэба назваць назву горада, які пачынаецца з вызначанай літары. Хто хутчэй i правільна зробіць, той i будзе пераможцам.

О — Орша Е — Ельск

Р — Рагачоў Л — Лепель А — Aciповічы А — Ашмяны Д — Добруш Р — Рэчыца У — Ушачы С — Слонім I — Івацэвічы

В я д у ч ы. Наступнае заданне аднолькавае для кожнай каманды. Трэба разгадаць крыжаванку. Калі ўсе рэкі ў крыжаванцы будуць названы правільна, то ў выдзеленым слупку вы прачытаеце назву самага вялікага возера Беларусі. На гэта заданне даецца 2 хвіліны.

1.Галоўны прыток Дняпра. 2.Прыток Заходняй Дзвіны, бярэ пачатак у Літве. 3.Самая вялікая рака нашай рэспублікі. 4. Рака, якая пачынаецца ў Мінскай вобласці і працякае праз г. Гродна. 5. Невялікая рэчка, якая ўпадае ў Заходнюю Дзвіну.

Адказы: 1. Бярэзіна. 2. Дзісна. 3. Днепр. 4. Нёман. 5. Ушача.

У выдзеленым слупку — Нарач. В я д у ч ы. Апошні конкурс музычны. Паслухайце гуказапіс танцавальных мелодый «Трасуха», «Бульба», «Лявоніха», «Юрачка», Хто ведае, той i адказвае.

свернуть

Пачні размаўляць па-беларуску

Дыдактычныя гульні па развіццю маўлення

Падрыхтавала: Волкава Г.А., выхавальнік дашкольнай адукацыі
развернуть

 

     Дыдактычная гульня ўяўляе сабою шматпланавую, складаную педагагічную зяву: яна выступае як гульнявы метад навучання дзяцей дашкольнага ўзросту і формай навучання, і самастойнай гульнявой дзейнасцю, і сродкам усебаковага выхавання асобы дзіцяці. Менавіта ў дыдактычнай гульні дзіця атрымлівае магчымасць удасканальваць, узбагачаць, замацоўваць і актывізаваць сваю лексіку.

     Даследванні паказваюць, што да трох гадоў у асноўным адбываецца засваенне суфіксаў з памяншальным, ласкальным, прыніжальным і павелічальным значэннямі. Авалодванне ўсімі астатнімі суфіксамі адбываецца пасля трох год і расцягваецца на ўвесь дашкольны ўзрост. Так прасля трох год засвайваюцца суфіксы для азначэння асобаў жаночага полу (-ыха-, -к-), дзейснай асобы (-нік-, -ік-, -ун-, -ач-), для абазначэння патомства жывёлаў (-ян-, -ят-), афіксы для азначэння зборнасці (-н-). Важна, што не толькі ў дашкольным узросце адбываецца авалодванне словаўтварэннем праз засваенне новымі суфіксамі, але і надзвычайная лёгкасць ў авалодванні і выкарыстанні словаўтваральных мадэляў.

     Асновай, на якой будуецца засваенне мовы, зяўляецца скіраванасць на гукавую форму слова. А.Н. Гвоздеў адзначае зяўленне на пятым годзе жыцця дзіцяці першых спробаў асэнсаваць значэнне слова і даць яго этымалагічнае тлумачэнне. Ён указвае на тое, што гэтыя спробы вядуць да супастаўлення словаў з падобным гучаннем. Што нярэдка вядзе да памылковага збліжэння. Напрыклад, слова горад збліжаюць са словам горы. Гэта значыць, што сэнсавае тлумачэнне ідзе праз гукавое супастаўленне. Дастатковая асэнсаванасць маўлення зяўляецца толькі ў працэсе спецыялізаванага навучання.

     Што датычыць развіцця гукавога боку маўлення да канца дашкольнага ўзросту:

Дзеці павінны выразна вымаўляць складаныя артыкуляцыйна гукі: шыпячыя, свісцячыя, санорныя. Адрозніваючы іх у маўленні, яны замацоўваюць іх у вымаўленні.

Выразнае маўленне становіцца нормаю для пяцігадовага дашкольніка ў паўсядзёным жыцці, а не толькі падчас спецыяльных заняткаў.

У дзяцей удасканальваецца слыхаваое ўспрыманне і развіваецца фанематычны слых. Дашкольнікі могуць адрозніваць асобныя групы гукаў, вылучаць з групы словаў, фразаў слова, у якіх ёсць прапанаваныя гукі.

Дзеці свабодна выкарыстоўваюць у сваім маўленні сродкі інтанацыйнай выразнасці: могуць чытаць верыш самотна, весела, урачыста. Апрача таго, дзеці з лёгкасцю дэманструюць апавядальную, пытальную і колічную інтанацыі.

Старэйшыя дашкольнікі здольныя рэгуляваць гучнасць голасу ў самых розных жыццёвых сітуацыях: гучна адказваць на пытанні, ціха размаўляць ў грамадскіх месцах, сяброўскіх гутарках і г.д. Яны здольныя эфектыўна карыстацца тэмпам маўлення: гаварыць павольна, хутка ў залежнасці ад канкрэтных абставінаў.

У дзяцей пяці год добра развітае маўленчае дыханне: яны могуць працягла вымаўляць не толькі галосныя гукі, але і некаторыя зычныя (свісцячыя, шыпячыя, санорныя).

Дзеці пяці год могуць параўноўваць маўленне аднагодкаў і сваё з маўленнем дарослых, знаходзіць неадпаведнасці: няправільнае вымаўленне гукаў, словаў, недакладнае выкарытсанне націску ў словах

«Назаві адным словам» Мэты: замацоўваць у мове дзяцей словы, што абазначаюць агульныя паняцці; актывізіраваць слоўнікавы за­пас; развіваць лагічнае мысленне, кемлівасць. Змест. Перад дзіцём  выкладваюцца карткі з выявамі прадметаў. Дзіцё разглядвае іх, называе намаляваныя прадметы. Затым дзіцё павіна назваць гэтыя прадметы адным словам.

▪ воўк, ліса, заяц... — дзікія жывёлы;

▪ сабака, кот, каза... — свойскія жывёлы;

▪ верабей, сарока, галка... — птушкі;

▪ курыца, певень, гусь... — свойскія птушкі;

▪ дуб, клён, бяроза... — дрэвы і г. д.

«Хто жыве ў казцы?»

Мэты: развіваць ўвагу, памяць, звязную мову, хуткасць мыслення; актывізацыя слоўніка.

Змест. Для гэтай гульні спатрэбяцца карткі з відарысамі розных прадметаў, у тым ліку і персанажаў казкі. Дзіцё  разгледае карткі, а затым называе персанажаў той казкі, якую слухаў, і расказаць невялічкі ўрывак з гэтай казкі пра таго героя, якога назвалі.

«Прыдумай слоўца або адкажы: «Які?» Мэты: абагачаць слоўнікавы запас прыметнікамі; развіваць кемлівасць, мысленне, мову. Змест. Дзіцё да назвы прадмета падабірае словы, якія дапамогуць адказаць на пытанне: «Які гэга прадмет?». Напрыклад:

- Лісіца якая? (Хітрая, рыжая...).

- Мядзведзь які? (Касалапы, вялікі...).

- Заяц які? (Касавокі, даўгавухі...) I г. д.

«Закончы сказ» Мэты: актывізіраваць словы, якія абазначаюць бытавую тэхніку; развіваць звязную мову; практыкаваць ва ўстанаўленні прычынна-следчых і прасторава-часовых адносін. Змест. Закончыць сказ (знайшоўшы малюнак).

Я чышчу дыван... (пыласосам).

Я мыю бялізну ў ... (пральнай машыне).

Я слухаю навіны па... (тэлевізару).

Я гляджу кіно па ... (кінатэатры). Я шукаю інфармацыю ў... (газеце).

Я збіваю крэм з дапамогай... (міксера).

Я захоўваю прадукты харчавання ў... (халадзільніку).

Я размаўляю з сябрам па... (тэлефоне).

Я шыю сукенку на... (швейнай машыне).

Я фатаграфірую з дапамогай... (фотаапарата)

«Магазін цацак» Мэта: актыўна распазнавацъ но­вый словы. Змест. Апісваецца цацка. Задача дзяцей — хутчэй распазнаць яе і знайсці на «прылаўку магазіна».

 

свернуть