Страничка учителя-дефектолога

График работы учителя-дефектолога:
Понедельник: 8.00-13.00
Вторник: 8.00 - 13.00, 15.00-17.30
Среда: 8.00 - 13.00, 15.00-17.30
Четверг: 8.00-13.00
Пятница: 8.00-13.00
Консультации для родителей и педагогов: 2-я и 4-я среда месяца 13.00 - 13.30.

Что такое инклюзия и почему это важно?

Нужна ли Вашему ребенку помощь учителя-дефектолога?

Вам небезразлично будущее Вашего малыша? Вы хотите видеть его успешным и уверенным в себе человеком? Тогда самостоятельно оцените состояние речи Вашего ребенка. Узнайте прямо сейчас, нужна ли помощь специалиста.
развернуть

Прочтите данные утверждения и поставьте напротив утверждения, с которым Вы согласны его порядковый номер. Если Вы не согласны с данным утверждением - поставьте цифру 0.

 №

                                            Утверждение 

 
Баллы

1.

У членов нашей семьи есть недостатки произношения.

 

2.

Первое слово наш ребёнок произнёс позже 1 года. 

 

3.

Малыш плохо жуёт и не любит твёрдую пищу (морковь, яблоко и др.) 

 

4.

Наш ребёнок свободно говорит не только на русском языке. 

 

5.

Наш ребёнок так быстро тараторит, что иногда мы не понимаем о чём он говорит. 

 

6.

Медленная речь нашего ребёнка заставляет меня нервничать. 

 

7.

Ребёнок говорит очень громко (или очень тихо). 

 

8.

У нашего ребёнка не получается выговаривать длинные слова. 

 

9.

Малышу с трудом удаётся заучивать стихи. 

 

10.

Некоторые буквы и цифры он пишет в обратную сторону.   

 

11.

Нашему ребёнку уже 6 лет, а он никак не может запомнить буквы. 

 

12.

В речи ребёнок допускает грамматические ошибки (Длинные ухи. Много стулов. Моя яблоко).  

 

13.

Наш ребёнок не выговаривает некоторые звуки. 

 

14.

Мы столько раз читали эту сказку, а ребёнок не может её рассказать! 

 

15

Часто окружающие просят "перевести", что сказал наш малыш. 

 

16.

Наш ребёнок заикается. 

 

17.

Меня настораживает, тот факт, что ребёнок 3-4 раза повторяет одно и тоже слово, прежде чем высказать свою мысль. 

 

 

Общее количество баллов:

 

Итак, Вы самостоятельно оценили речевое развитие Вашего ребёнка. Наступил момент подсчёта набранных Вами баллов.

        Если Вы набрали от 0 до 4 - у вас нет причин для беспокойства.

 От 5 до 9 - рекомендуем проконсультироваться у дефектолога.

 От 10 и больше - необходимо срочно обратиться за помощью к дефектологу!

        Если же у Вас возникают вопросы, связанные с речевым развитием Вашего ребенка, и Вы не знаете, где и у кого можно получить на них ответы, помните, что двери нашего детского сада всегда открыты для Вас.

свернуть

Почему ребенок не говорит?

12 причин, задерживающих развитие речи
развернуть

Причины, по которым развитие речи у ребенка происходит с задержкой, могут быть различными. Влияние оказывают разные факторы — от физиологии до психологических аспектов. Какие-то из них можно откорректировать самостоятельно, с другими придется обратиться за помощью к специалисту, но крайне важно разобраться в том, что «мешает» ребенку заговорить.

Квалифицированную помощь окажет профессиональный учитель - дефектолог. На первичном обследовании специалист определит причины, по которым задерживается речь, и предложит способы коррекции.

Причина 1. Индивидуальный темп

Несомненно, каждый ребенок уникален и должен развиваться в собственном графике. Если ваш малыш пошел на месяц раньше сына соседки, а вот слово «мама» произнес на несколько недель позже, ничего страшного в этом нет. У каждого свой темп.

Такая задержка развития речи так и называется — темповая. С небольшим опозданием все войдет в свое русло и ребенок будет формировать свое умение говорить так же, как и все дети.

Обратите только свое внимание, что специалисты «разрешают» списать на индивидуальность лишь небольшое отставание от нормы. Будьте внимательны!

Причина 2. Отсутствие необходимости

Как ни странно, анекдот про английского мальчика, который молчал много лет и заговорил лишь, когда ему подали неправильно приготовленную кашу, не так уж далек от реальности. Дети, которых чрезмерно опекают родители, действительно не нуждаются в том, чтобы научиться словесно выражать свои желания. Отсутствие мотивации оказывает большое влияние на развитие.

Причина 3. Педагогическая запущенность

Такой вот неприятный термин означает вовсе не необходимость заниматься с новорожденным ребенком специальными упражнениями. Малыш с рождения должен быть окружен речью. Если с ним не разговаривают, лишь выполняя необходимый уход и кормление, не общаются постоянно, формирование речи невозможно. Не слыша обращенной к нему речи, ребенок не в состоянии расширять пассивный словарный запас, не начнет и хорошо говорить.

Причина 4. Двуязычная семья

Дети-билингвы «имеют право» начать говорить с некоторым отставанием от нормы. Слыша вокруг себя речь на разных языках, они оказываются в более сложной ситуации, чем их ровесники, которым нужно освоить лишь один язык.

Для того, чтобы правильно построить речь, ребенку надо отделить один язык от другого. Для этого требуется определенное время. Так что вполне допустимо и задержка начала формирования речи, и отсутствие распространенных предложений, и ошибки в грамматическом построении фраз.

Причина 5. Стрессы, неблагоприятная психологическая обстановка

К сожалению, стрессы влияют не только на взрослых, но и на детишек. Сильный испуг, не комфортный психологический климат в семье, даже ссоры между родителями могут стать причиной отставания формирования речи. Детям необходимы спокойствие, положительные эмоции и разумный распорядок дня.

Сильные переживания, испуг, психологические травмы могут привести к заиканию и задержке речевого и психического развития.

Отдельно стоит выделить также проблему «госпитализма» у детишек. Синдром отсутствия речи, вызванный отлучением от семьи у детей, помещенных в лечебные учреждения, связан как с психологическим стрессом, так и с недостаточностью общения. К сожалению, вероятны случаи возникновения этого синдрома и у домашних детей. Формального ухода за ребенком без налаженной коммуникации, любви и внимания со стороны близких провоцирует отставание в развитии.

Причина 6. Негативизм у ребенка

Иногда родители бывают так настойчивы в своем стремлении «разговорить» ребенка, что могут вызывать у своего чада отрицание. Особенно если малыш с рождения отличается упрямством и не склонен идти на уступки.

Постоянные просьбы семейства сказать какое-то слово приводят к обратному результату — малыш может замкнуться в себе и вообще отказаться общаться.

Причина 7. Генетическая предрасположенность

Если ребенок не спешит начать разговаривать, стоит поинтересоваться, когда его мама и папа сказали свое первое слово. Наследственность — великая вещь. Возможно, малыш просто получил гены не очень торопливого родителя.

Однако будьте внимательны. Слишком большое отставание в формировании речи может привести к другим сложностям. Например, задержке психического развития.

Причина 8. Осложненное течение беременности и родов у матери

Правильному формированию нервной системы ребенка может помешать внутриутробная гипоксия или тяжелые роды. Как правило, сложности выявляются при обследовании у невропатолога в более раннем возрасте, но могут стать заметны и в период активного развития речи.

Для коррекции необходимо тщательное выполнение всех рекомендаций специалистов — от невролога до дефектолога.

Причина 9. Нарушения слуха

Для формирования активного словаря необходимо, чтобы ребенок в первую очередь воспринимал речь вокруг себя. Если он не слышит вообще или слышит плохо, у него обязательно проявятся те или иные сложности с формированием речи — от полного ее отсутствия до проблем с произношением и построением фраз.

Проверить слух ребенка можно у отоларинголога.

Причина 10. Несовершенство артикуляционной системы

Звук формируется при работе речевого аппарата. Если здесь имеются проблемы, это обязательно отразится и на речевом развитии ребенка. Сниженный тонус мышц, недостаточно длинная уздечка языка и другие нарушения вызывают сложности с артикуляцией.

Стоит обратить внимание, если ребенок не может прожевать твердую еду, у него частое слюнотечение, постоянно приоткрыт рот.

Причина 11. Алалия

Этот термин означает первичное недоразвитие речевых центров. Возникает в результате повреждений коры головного мозга в период раннего младенчества или внутриутробного развития. Более подробно это состояние описано в статье про алалию.

Скажем лишь, что справиться с алалией самостоятельно не получится, обязательно обратитесь за помощью к специалистам.

Проверьте также, нет ли у Вашего ребенка эхолалии.

Причина 12. Проблемы интеллектуального развития

Формирование речи напрямую связано с умственным и психическим развитием ребенка. Различные генетические заболевания, аутизм, синдром Дауна, умственная отсталость, несомненно, повлияют и на речь. Работа с профильными специалистами поможет наладить коммуникации и скорректировать становление речи.

Для того чтобы помочь ребенку научиться говорить, важно знать, почему возникла задержка. Не стоит ждать, пока молчащее чадо заговорит сразу распространенными предложениями. Консультация учителя - дефектолога поможет обнаружить причину проблемы и выстроить план ее решения.

 

Перечислены общие причины отсутствия речи у детей. В некоторых случаях ребенок начинает говорить в результате домашних занятий с родителями, но чаще всего требуется неотложная помощь специалистов.

В норме хоть какие-то зачатки речи (выраженный интерес к словам взрослых, понимание обращенной речи, лепетные слова) должны появиться до 1,5 лет. Если нет даже этого, то родителям не нужно искать причины и успокаивать себя, а срочно показать ребенку специалисту.

Отсутствие речи ограничивает умственное и психическое развитие малыша. Ранняя диагностика и коррекция дает большую вероятность, что речевое развитие войдет в норму.

свернуть

Комплекс игр и игровых упражнений для развития навыков фонематического анализа у детей 5-6 лет с ФФНР.

  1. Узнавание звука на фоне слова.

Игровое упражнение «Найди общий звук»

Цель: формировать умение узнавать звук на фоне слова

Описание: Педагог называет несколько слов, в которых присутствует один и тот же звук, например: коса, санки, самолёт, оса, колос. Ребёнок должен определить общий звук.

 Игровое упражнение: «Поймай звук»

Цель: формировать умение узнавать звук на фоне слова.

Описание: В начале педагог называет звук, который ребёнок должен «поймать», если услышит в слове. Далее ведущий называет слова, делая акцент на заданном звуке. Ребенок, услышав нужный звук должен хлопнуть в ладоши или выполнить другое, заранее условленное действие.

Игра: «Найди звук»

Цель: развивать умение узнавать звук на фоне слова

Оборудование: сюжетная картинка.

Описание: Ребёнку предлагается рассмотреть сюжетную картинку и найти слова, в которых есть нужный звук. Если игроков несколько, тогда за каждый найденный звук ребёнок получает фишку, в конце игры подсчитывается количество фишек, определяется победитель.

 

 

  1. Выделение звука из слова (в начале и в конце слова).

Игра «Чудесный мешочек»

Цель: формировать умение выделять первый звук в слове.

Оборудование: мешочек, мелкие предметы или игрушки, начинающиеся на один звук.

Описание: Педагог даёт инструкцию, что необходимо достать из мешочка предмет, определить и назвать первый звук в слове.

 

Игра «Придумай слово»

Цель: формировать умение подбирать слова на заданный звук.

Оборудование: мяч

Описание: Дети встают в круг. Ведущий называет звук, с которым нужно придумывать слова. Ребёнок должен назвать слова с предложенным звуком и передать мяч следующему игроку. Если ребёнок не может придумать слово - выбывает из игры. Побеждает тот, кто остаётся последним.

 

Игра «Назови последний звук в слове»

Цель: формировать умение называть последний звук в слове.

Оборудование: предметные картинки.

Описание: Ребёнку предлагается назвать картинку, выделить и назвать последний звук в слове.

 

Игра «Собери слово»

Цель: развивать умение называть первый звук в слове, составлять новое слово из выделенных звуков.

Оборудование: большие раздаточные карточки с изображением картинки, маленькие карточки с картинками.

Описание: Детям раздаётся по одной большой карточке и несколько маленьких. Педагог даёт задание назвать маленькую картинку, определить первый звук в слове и составить слово на большой карточке. Целесообразно проводить сначала эту игру индивидуально, затем с подгруппой детей.

 

Игра «Цепочка слов»

Цель: Упражнять детей в определении первого и последнего звука

в словах.

Оборудование: карточки с предметными картинками.

Описание игры: Играют 4-6 детей. У каждого ребенка по 6 карточек. Начинает выкладывать цепочку дефектолог. Следующую картинку кладет ребенок, у которого название изображенного предмета начинается с того звука, каким кончается слово - название первого предмета. Выигравшим считается тот, кто первым выложит все свои карточки.

 

3.Определение места звука в слове.

Игра «Квартирка звука»

Цель: формировать умение определять позицию звука в слове.

Оборудование: предметные картинки; схемы слов в виде прямоугольников, разделённых на три части; фишки.

Описание: Ребёнку предлагается схема слова и фишка. Педагог называет звук, которые нужно будет определить, затем показывается картинка, ребёнок называет слово и определяет, где «живёт» звук в слове: начале, середине или в конце и кладёт фишку на соответствующее место.

 

 Игра «Подбери слова к схеме»

Цель: формировать умение определять позицию звука в слове.

Оборудование: схемы в виде прямоугольников, разделённые на три части; предметные картинки.

Описание: У каждого ребёнка 3 схемы (начало, середина, конец), набор карточек. Педагог называет звук, который необходимо будет определить, в какой части слова он находится. Ребёнку нужно подобать к схеме предметные картинки в соответствии с положением звука в слове.

 

Игра: «Кто больше?»

Цель: формировать умение определять позицию звука в слове.

Оборудование: фишки.

Описание: Педагог называет звук и даёт детям установку: придумать слова, в которых заданный звук был бы в начале, середине, конце слова. За каждое правильное слово ребёнку даётся фишка. В конце игры подсчитывается количество фишек.

 

4.Определение последовательности звуков в слове.

Игра «Поймай звук»

Цель: формировать умение называть звук в слове по его пространственной характеристике (первый, второй, после определённого звука, перед определённым звуком).

Оборудование: мяч.

Описание игры: Дети стоят в кругу, у ведущего мяч. Он произносит вслух какое-нибудь слово, бросает мяч любому играющему и говорит, какой по счёту звук тот должен называть, например, "сыр, второй звук". Ребёнок ловит мяч и отвечает: "Ы" - и возвращает мяч ведущему, который задаёт следующее задание, относящееся к этому же слову. Все звуки в слове должны быть проанализированы.

 

Игровое упражнение «Разбросай слово»

Цель: формировать умение определять последовательность звуков в слове

Оборудование: предметные картинки

Описание: Педагог предлагает ребёнку взять картинку и разделить слова на звуки: дом – д-о-м, каша - к-а-ш-а...

 

5.Определение количества звуков в слове.

Игра «Сколько комнат в квартире?»

Цель: формировать умение определять количество звуков в словах без опоры на готовую схему при помощи фишек.

Оборудование: домики для слов, предметные картинки, наборы цифр.

Описание игры: Для игры применяют домики для слов, но без окошек-схем. У каждого играющего по одному такому домику, а также несколько фишек и набор цифр: 3, 4, 5, 6. У ведущего — предметные картинки. Он показывает картинку, дети выкладывают в домике окна-фишки по количеству звуков, а затем выставляют соответствующую цифру. Потом фишки убираются из домика, ведущий показывает следующую картинку, дети опять анализируют слово. В конце игры нужно, опираясь на цифры, постараться вспомнить, какие предлагались картинки для анализа. Можно попросить подобрать свои слова с тем же количеством звуков.

 

Игра «Считаем звуки»

Цель: упражнять в умении определять количество звуков в слове

Оборудование: пуговицы или фишки

Описание: педагог называет слово, ребёнок считает количество звуков и выкладывает на столе соответствующее количество фишек.

 

Игра «Построим пирамиду»

Цель: упражнять в умении определять количество звуков в слове

Оборудование: аппликация пирамиды из квадратов. В нижней части каждого квадрата кармашки для выкладывания картинок. В основании пирамиды- 5 квадратов, выше – 4, далее 3 и 2 квадрата. Предметные картинки, содержащие в названиях от 2 до 5 звуков.

Описание: Педагог демонстрирует пирамиду детям, даёт инструкцию о том, что эту пирамиду они будут строить из картинок. В самом верху должны быть картинки с короткими названиями, состоящими из двух звуков. А в основании пирамиды картинки из 5 звуков.

 

 

 

 

свернуть